Как уменьшить скорость вращения вентилятора

 
 

Регулятор оборотов кулера


Шум, издаваемый вентиляторами в современных компьютерах довольно сильный, и это является достаточно распространенной проблемой среди пользователей. Помочь в снижении шума, издаваемого компьютерными вентиляторами системного блока, может регулятор частоты вращения вентилятора или кулера, так как шум, издаваемый вентиляторами сильно зависит от его скорости вращения.

В продаже имеются различные регуляторы, имеющие разнообразные дополнительные функции и возможности (контроль температуры кулера, автоматическую регулировку скорости вентилятора, в зависимости от температуры и т.д.).



Уменьшить скорость кулера самостоятельно совсем не сложно,
достаточно изготовить простой регулятор скорости вращения вентилятора, схема которого приведена ниже, при этом не нужно иметь каких либо специальных знаний в области электроники, достаточно уметь владеть паяльником и следовать несложной инструкции.

В этой статье я расскажу Вам как самостоятельно, при минимальных затратах, сделать регулятор оборотов для компьютерного вентилятора, или как его ещё по другому называют - реобас.

Схема регулятора оборотов вентилятора.
Для начала я приведу на рисунке принципиальную схему регулятора оборотов вентилятора:

регулятор оборотов вентилятора - схема      транзистор КТ815

Схема достаточно простая, и содержит всего три электронных компонента: транзистор, резистор, и переменный резистор. Эта схема - как бы, регулятор напряжения, подаваемого на двигатель вентилятора, изменяя напряжение, Мы изменяем частоту вращения вентилятора. При этом у нас появляется возможность уменьшать скорость вращения вентилятора кулера, что приводит к снижению шума, издаваемого им

В схему специально введён постоянный резистор R2, назначение которого ограничить минимальные обороты вентилятора, для того, что бы даже при самых низких оборотах обеспечить его надёжный запуск. Иначе может произойти ситуация, при которой неопытный пользователь поставит низкое напряжение на вентиляторе, при котором он будет продолжать крутиться на маленьких оборотах, но которого будет недостаточно для его запуска при включении.

Детали.

   детали для регулятора оборотов вентилятора

  • В схеме применен довольно распространенный транзистор КТ815, его несложно приобрести на радио рынке, или даже выпаять из старой советской аппаратуры. Подойдет любой транзистор из серии КТ815, КТ817 или КТ819, с любой буквой в конце.
  • Переменный резистор, применяемый в схеме, может быть совершенно любым, подходящим по габаритам, главное, он должен иметь сопротивление 1кОм.
  • Постоянный резистор может быть любого типа и мощности (но чем меньше, тем лучше), главное, что бы он имел сопротивление 1 или 1.2 кОм.
Дополнительно стоит отметить, что если у Вас возникнут трудности с приобретением переменного резистора необходимого сопротивления, то в схеме можно применить переменный резистор R1 сопротивлением от 470 Ом до 4,7 кОм, но при этом придётся изменить и сопротивление резистора R2, оно должно быть таким же, как и у R1.

Монтаж и подключение регулятора скорости.
Монтаж всей схемы осуществляется прямо на ножках переменного резистора, и проводится очень просто (см. фото):

         подключение регулятора оборотов вентилятора

Подключается наш регулятор оборотов в разрыв красного провода питания вентилятора кулера (цепь +12В), как показано на рисунке.
Внимание! Если у вашего вентилятора имеется 4 вывода, и их расцветка: черный, желтый, зелёный и синий (у таких 4-х выводных плюс питания на них подаётся по желтому проводу), то регулятор включается в разрыв желтого провода.

Готовый, собранный регулятор оборотов вентилятора устанавливается в любом удобном месте системного блока, например, спереди в заглушке, пятидюймового отсека, или сзади в заглушке плат расширения. Для этого сверлится отверстие, необходимого диаметра для применяемого Вами переменного резистора, далее он вставляется в него и затягивается специальной, идущей с ним в комплекте гайкой. На ось переменного резистора, можно надеть подходящую ручку, например от старой советской аппаратуры.

Стоит заметить, что если транзистор в Вашем регуляторе будет сильно нагреваться (например, при большой потребляемой мощности вентилятором кулера или если через него подключено сразу несколько вентиляторов), то его следует установить на небольшой радиатор. Радиатором может служить кусочек алюминиевой или медной пластины толщиной 2 - 3 мм, длиной 3 см и шириной 2 см. Но как показала практика, если к регулятору подключен обычный компьютерный вентилятор с потребляемым током 0.1 - 0.2 А, то в радиаторе нет необходимости, так как транзистор нагревается совсем незначительно.

Так как вентиляторов в системном блоке несколько, то и таких регуляторов оборотов, можно изготовить, столько, сколько Вам необходимо. Разместив их рядом, Вы сможете с удобством управлять скоростью вращения вентиляторов, а соответственно и издаваемым шумом системного блока, таким образом, получатся бесшумные вентиляторы.



Обновить                                               Всего комментариев: 553
UserВиталий
Date / Time02.11.11 - 20:27:59
Спасибо, буду делать!
Useradmin
Date / Time01.11.11 - 22:51:12
Подойдёт.
UserВиталий
Date / Time01.11.11 - 20:13:39
Имеются 2 куллера с характеристиками: ток=0.13А мощность=1.56ватт хочу подключить их в автомобиле для вентиляции салона. Данная схема подойдет или нужно по другому делать?
UserДмитрий
Date / Time27.10.11 - 10:23:56
Добрый день. Спасибо за схему!
Работает нормально на вертушке zalman ZF8025ASH, единственное резистор R2 поставил 180 Ом . Диапазон регулировки получился от 1800 до 2500 оборотов,соответственно минимум и максимум. Вертушка стоит на видеокарте .
UserСоРРеR
Date / Time26.10.11 - 18:06:13
Норм схема работает на любых транзисторах даже на зарубежном партии С***
UserАлександр
Date / Time19.10.11 - 10:32:11
Дак у Вас при таком разбросе сопротивлений получилась почти как перемычка. И как на низах? Хорошо стартует?
UserСергей
Date / Time18.10.11 - 09:39:41
Я тоже собрал такую схему ,но поставил переменный резистор 22ком а постоянный 3,6 ком и в итоге регулятор изменяет скорость вращения кулера от еле движимого в крайнем положении регулятора до максималки в другом крайнем положении. И нормально запускаеться при минимуме оборотов.
Useradmin
Date / Time15.10.11 - 14:11:12
Да, подберите постоянный резистор, так чтобы запускался стабильно и диапазона хватало.
UserАлександр
Date / Time15.10.11 - 13:54:32
Здравствуйте, спасибо огромное за статью! Я собрал все, как по схеме. Резисторы оба на 1кОм. Регулировка работает, но диапазон слишком мал, снизить обороты до бесшумной работы не получается. В моей ситуации нужно уменьшать сопротивление постоянного резистора? С перемычкой диапазон хороший, но плохо стартует.
Useradmin
Date / Time05.10.11 - 18:42:50
Всё нормально.
UserДмитрий icq 550082588
Date / Time04.10.11 - 16:54:26
поставил транзистор кт961а и переменный резистор сп3-4 работает норм подскажите ничего в этом страшного?
Useradmin
Date / Time02.10.11 - 17:26:06
Я бы добавил, что если недостаточно знаний и опыта, то не стоит вообще открывать системный блок.
UserГеннадич
Date / Time01.10.11 - 03:21:41
Не владеющим паяльником специалистам я не советую пытаться перерезать четыре провода.
Userennann
Date / Time17.09.11 - 01:25:19
для тех кто не знает как работает паяльник! или просто ленится им пользоваться подсказываю: в любом современном блоке питания есть термо датчик который регулирует скорость вращения, он как правило не входит в основную плату!!! достаточно перерезать четыре провода и автоматический регулятор в Ваших руках
UserГеннадий
Date / Time16.09.11 - 14:10:04
Сам долек от схем и паяльника и поэтому прошу помощи вот в чем. Хочу делать вентиляцию для маски пейнтбола что бы не потели стекла, на датчике влажности. Принцип такой поднимается влажность между лицом и стеклом маски включается вентилятор. Вентилятор 12 Вт работает впринципе и от 5-6 Вт.
UserРоман3542
Date / Time16.09.11 - 08:39:57
Если вентилятор будет медленее крутиться, то может перегреться процессор! А вы не замечали почему на новом компе ни чего не шумит, а начинает шуметь спустя какоето время? открою вам секрет - шумит это всё от того, что по мимо чистки пыли кулера нужно этот вентилятор смазать свежей смазкой, и только тогда он не будет шуметь от 1-3 месяца!!! а вообще в современых компах обороты вентилятора регулирует сам компьютер! чем сильнее греется процессор тем выше обороты и больше шума, а происходит это от того, что кулер забился пылью и процессор начал греться и поэтому обороты выше и шуму больше, износ с трущехся деталей быстрее без свежей смазки!!!!
UserРоман
Date / Time11.09.11 - 16:29:49
Спасибо автору за тему всё класс обороты регулируються плавно(взял кт814). Только у меня подстроечник до 5, поэтому второе сопротивление неставил.
Useradmin
Date / Time05.09.11 - 01:40:26
Вот есть с диодами в качестве датчика: http://cxem.net/comp/comp11.php
UserDoping
Date / Time02.09.11 - 00:26:42
А можно ли как-то убрать подстроечник, повесить транзистор на теплоотвод и чтобы вентилятор ключался при температуре 50C? Пытаюсь найти схему, но не выходит, чтобы было минимум деталей:резистор и транзистор (815) (сделать эмиттерный повторитель) Не подскажите как реализовать и какие номиналы в этом случае брать?
Useradmin
Date / Time31.08.11 - 05:33:50
Почему нельзя? Можно... :-/
UserPalovana
Date / Time30.08.11 - 22:15:02
А почему нельзя просто воткнуть в разрыв одной из линий переменный резистор и менять ток напрямую без транзистора?
Useradmin
Date / Time27.08.11 - 11:25:12
Да это не обязательно, просто при одинаковых номиналах, минимальное напряжение на выходе, позволяет уверенно стартовать большинству вентиляторов, а так, если хотите, его можно вообще убрать (заменить перемычкой), но придётся следить, чтобы вентилятор не останавливался.
Usersahr
Date / Time26.08.11 - 18:38:33
я вообще без R1 сделал на 817.главное в минимум самый не ставить
UserИван
Date / Time26.08.11 - 13:12:58
обьясните пожалуйста,почему резисторы должны быть одинакового номинала?
Useradmin
Date / Time11.08.11 - 20:50:13
Спасибо.
UserВладимир
Date / Time11.08.11 - 20:49:53
Рекомендую между базой и коллектором поставить конденсатор 10....50 мкФ для обеспечения надежного запуска кулера в положении минимальных оборотов момент включения.
Useradmin
Date / Time31.07.11 - 01:01:09
Да.
UserVogard
Date / Time31.07.11 - 01:00:59
to admin
Спасибо за совет, думаю проще всего будет реализовать приведенную здесь схему. Проще, чем впаивать и выпаивать резисторы разного сопротивления Теоретический расчет это конечно хорошо, но на практике - совсем другое дело:) Последний вопрос - вы написали, что неизвестно как будет работать регулировка при впайке резистора.Приведенная выше схема - это всего лишь резистор регулируемого сопротивления? Те влияние на регулирующую систему биоса такое же?
Useradmin
Date / Time30.07.11 - 19:16:07
Vogard, рассчитать можно, но только подаваемое на вентилятор напряжение, а обороты у каждой модели будут разные, проще говоря, придётся подобрать резистор. Расчёт такого резистора, я уже описывал в предыдущих комментах, посмотрите на предыдущей странице комментов, мой пост от 24.12.10 - 14:09:20
На счёт корректной регулировки, то тут как повезёт, у 4-пиновых вентиляторов, внутри свой собственный регулятор, и питается он как раз от подаваемого на вход напряжения 12 вольт, и если его снизить, то возможно регулирующая схема будет работать не корректно, а возможно будет всё хорошо, опять же нужно экспериментировать, то есть подбирать резистор и следить за автоматикой.
UserVogard
Date / Time30.07.11 - 17:18:58
to admin
Прочитал ваш предыдущий пост. Судя по всему нужно разрезать красный провод и впаять туда. Осталось определится с сопротивлением резистора. И еще: если я впаяю будет ли биос после этого корректно регулировать скорость вращения вентилятора?
UserVogard
Date / Time30.07.11 - 17:13:52
Здравствуйте. Подскажите, как можно снизить максимальные обороты кулера? Те у меня максимальная скорость вращения - 2800. Я хотел бы уменьшить до 2500 (разница в шуме довольно значительная). Я так думаю нужно впаять резистор в цепь подачи питания кулера. У меня 4 провода (по порядку, с лева на право) - оранжевый, желтый, красный, черный. Защелка на коннекторе питания (под 4х канальный провод на материнке) сверху. Куда впаивать? Если точно не знаете подскажите как проверить вольтметром. Какой нужен резистор? У меня система охлаждения Scythe katana 3 scktn-3000.
PS Допустим у меня все получится. Будет не 2800 а 2500. Как резистор снизит минимальные обороты? Сейчас выставлено примерно на 1000. (4 ур скорости вращения в биосе)
Useradmin
Date / Time29.07.11 - 03:59:14
БИОСу не нужна поддержка кулера, есть два способа регулировки оборотов материнской платой:
1) Регулировка подаваемого на вентилятор напряжения, такая материнская плата регулирует любой 3-пиновый кулер.
2) Регулировка, при которой напряжение подаваемое на вентилятор не изменяется, а изменяется управляющий сигнал (Широтно Импульсная Модуляция), такие вентиляторы имеют 4-пиновый разъём.
Некоторые материнские платы могут регулировать обороты сразу двумя способами, в зависимости от подключенного кулера, это возможно благодаря обратно совместимой распиновке 3-пиновых и 4-пиновых разъёмов:
Для 4-пиновых:
1 - земля
2 - +12В
3 - выход датчика оборотов
4 - управляющий вход кулера (ШИМ)
Для 3-пиновых:
1 - земля
2 - +12В
3 - выход датчика оборотов
То есть, разница лишь в 4-ом, управляющем контакте.
UserАнатолий
Date / Time28.07.11 - 21:41:37
подсоединил кулер без регулятора, но он не регулируется автоматически, хотя прежний кулер регулировался апвтоматически. В чем причина? или биос кулер не поддерживает. Кулер - Залман
Useradmin
Date / Time28.07.11 - 19:12:42
Если есть автоматика, то я думаю лучше не ставить такой регулятор, так как он больше для тех, у кого других способов регулировки нет.
UserАнатолий
Date / Time26.07.11 - 23:02:38
Вопрос ?поставил на мать новый проц и новый кулер с регулятором оборотов. Нужен ли регулятор оборотов, если биос сам регулирует обороты, по крайней мере предыдущий кулер он регулировал, т.е. когда надо он подымал обороты, когда не надо сбавлял и работал вообще тихо
Useradmin
Date / Time26.07.11 - 22:35:59
Если транзистор перегреется, то он может сгореть (тепловой пробой или обрыв) и вентиляторы либо остановятся, либо будут работать на полную, поэтому нужен довольно большой радиатор. Раньше возможно не грелся, потому что кулеры были чистыми, а сейчас возможно загрязнились, и нагрузка возросла. В любом случае, 4 шт на один регулятор это многовато... лучше разделите, хотя бы по 2 шт, то есть сделайте 2 регулятора.
UserШкололо
Date / Time26.07.11 - 10:38:19
admin , Если транзистор сильно нагрелся ,то к чему это может привести?
псы на одной схеме подключины 4 вента
псыы раньше не грелся может он сломался?
UserАндрейКо
Date / Time20.07.11 - 23:34:01
Самый простой способ замедлить скорость кулера: присоединится к желтому и красному проводу штекера БП (7 Вольт.)
Useradmin
Date / Time19.07.11 - 09:58:09
Согласен, но схема максимально упрощалась для повторения и подключения только в разрыв провода "+" питания, хотя регулятор оборотов так работает в режиме регулятора тока.
UserHamrad
Date / Time19.07.11 - 09:58:00
Пробуйте использовать вместо КТ815 - КТ817 или КТ972 - это составные(Дарлингтоновские) транзисторы: коэффициент передачи по току будет выше. А верхний по схеме вывод резистора R2, лучше будет подключить к "-" питания.
Useradmin
Date / Time18.07.11 - 08:27:09
Никак, двигатель такого вентилятора не может вращаться на очень маленьких оборотах, он будет просто останавливаться.
UserЕвгений
Date / Time18.07.11 - 08:27:01
как сделать так что-бы кулер еле вращался??...не обычно но так надо!!!
Useradmin
Date / Time17.07.11 - 20:55:09
Дело может быть в переменном резисторе (плохой контакт), либо в транзисторе (низкий коэффициент передачи тока), для решения проблемы нужно применить переменный резистор R1 меньшего сопротивления, например: 470 или 510 Ом и соответственно применить постоянный резистор R2 такого же номинала. Ещё можно попробовать поставить постоянный резистор сопротивлением 1 кОм параллельно крайним выводам переменного резистора R1, регулировка станет неравномерной, но от проблемы должно избавить.
UserШкололо
Date / Time17.07.11 - 20:55:02
Вот уже 3-и месяца пользуюсь вашей схемой и на днях произошло следующее: когда я ставлю низкие обороты , то винтелятор работает не коректно( он то выключается то снова срабатывает на те обороты которые поставил). А если я ставлю на max то все нормально работает. я думаю дело в Постоянный резисторе. Прошу авторезовать меня в скайпе rinat007oren , а то я не каждый раз захожу на сайт.
Useradmin
Date / Time15.07.11 - 09:41:19
Ну разве что если параллельно вентилятору, только светодиод подключать через резистор сопротивлением в районе 1 кОм (нужно резистор подобрать, чтобы яркость светодиода равномерно менялась во всём диапазоне регулировки, либо, чтобы он гас на маленьких оборотах, тут как кому нравится).
UserДмитрий
Date / Time15.07.11 - 09:41:15
А можно ли на эту схему поставить еще светодиод который будет светиться если кулер работает?
UserТАНК
Date / Time14.07.11 - 17:55:50
*
Люди!!!
Вся эта ваша возня не более, чем приделывание ишаку рогов.
Программой Windows предусмотрена установка оборотов куллера!!!
А вы с молотком и гвоздями в комп...
*
Да да я посмотрю как ты будешь управлять программно вентилятором который подключён к блоку питания не через мат. плату.:-)
Useradmin
Date / Time13.07.11 - 16:01:19
Ну да, программа Windows - моя любимая :-), а читатель, он и в Африке читатель... ,-<
Userчитатель
Date / Time13.07.11 - 16:01:17
Люди!!!
Вся эта ваша возня не более, чем приделывание ишаку рогов.
Программой Windows предусмотрена установка оборотов куллера!!!
А вы с молотком и гвоздями в комп... :))
Useradmin
Date / Time09.07.11 - 14:43:59
Тогда лучше воздержитесь от экспериментов с техникой.
Userа
Date / Time09.07.11 - 14:43:57
я незнаю как подключить ток
UserLeetser
Date / Time03.07.11 - 00:34:10
А как сделать так чтобы регулировать от 0 до 36 вольт?
Useradmin
Date / Time01.07.11 - 02:02:31
Посмотрите тут http://cxem.net/house/1.php в разделе "Регуляторы мощности и термостабилизаторы", возможно что-то подберёте.
Userfenixmad
Date / Time30.06.11 - 17:47:02
а можно уменьшить скорость куллера без регулятора (куллер на 220 вт)
Useradmin
Date / Time28.06.11 - 15:19:18
Схема рассчитана для работы от 12 вольт.
Userfenixmad
Date / Time27.06.11 - 22:59:52
спс за схемку! вроде как 10 мин работает норм только вот я припаял вместо одного 2 постоянных резистора и они греются сильно (куллер работает от 220)
Useradmin
Date / Time18.06.11 - 00:46:33
Не знаю, должно быть.
UserBassDeep
Date / Time17.06.11 - 16:19:09
admin, почему при замыкании коллектор-базы на вентиляторе напряжение 12вольт? Почему нет падения напряжения на 0.7 вольт?
UserNigi
Date / Time17.06.11 - 08:25:34
нашёл ответ здась же:
>
admin
Date / Time24.03.11 - 14:49:47
Если замкнуть резистор R2, то будет регулировать от 0%, а так регулирует от 50%.
UserNigi
Date / Time16.06.11 - 22:08:39
собрал, работает, но все равно быстрое вращение, тестера нет, напряжение не измерить. Подскажите как еще более понизить напряжение?
Спасибо.
UserNigi
Date / Time15.06.11 - 16:59:26
спасибо за статью, купил детали, сегодня попробую на вентиляторе блока питания домашнего пк..
Userва
Date / Time14.06.11 - 13:47:21
с куллером ни чего не сделаешь!
Useradmin
Date / Time11.06.11 - 11:43:42
Олег, всё очень просто, нужно просто купить новый.
Userолег
Date / Time11.06.11 - 10:17:35
блин даже незнаю че делатьX-(X-(X-(X-(
Userолег
Date / Time11.06.11 - 10:16:45
люди у меня сгорел вентилятор чё мне делать???X-(!-(,-(:-(:-|
Useradmin
Date / Time02.06.11 - 11:05:39
Артур, я такого не делал, поэтому конкретных цифр сказать не могу, пробуйте разные ёмкости.
UserАртур
Date / Time01.06.11 - 17:07:22
На сколько микрофарад посоветуйте припаять конденсатор, для запуска кулера?
UserБекос
Date / Time31.05.11 - 23:00:44
Спасибо огромное, все работает:)
Useradmin
Date / Time31.05.11 - 00:45:28
Бекос, можно, но нужно установить транзистор на довольно большой радиатор, для его охлаждения, при этом стоит помнить, что радиатор будет соединён с коллектором транзистора, то есть с +12 вольт.
UserБекос
Date / Time31.05.11 - 00:37:47
Скажите пожалуйста, а эта схема подойдет для не компьютерного вентилятора? У меня вентилятор который работает от прикуривателя в машине, можно его мощность регулировать?
Useradmin
Date / Time30.05.11 - 14:21:15
Даже не знаю, может прибор от резких изменений напряжения шалит...
UserАлександр
Date / Time29.05.11 - 17:11:47
Спасибо за схемку. Вот такой вопрос. Включив конденсатор 2200мкФ в цепь К-Б происходит на какоето время увеличение оборотов кулера, но напряжение в это время на кулере снижается. Объясните, как такое возможно?
UserВасилий
Date / Time28.05.11 - 16:39:32
Это обычная схема. Могу на мошными транзисторами.
Useradmin
Date / Time26.05.11 - 15:34:00
Алексей Зазубин, можно, необходимо будет с помощью мультиметра откалибровать регулятор, установив требуемые пределы регулировки. Для этого необходимо внести изменения в схему из статьи.
Первое: заменить постоянный резистор R2 на подстроечный, и добавить ещё один подстроечный резистор с таким же сопротивлением как и R2 (это будет уже R3) в цепь между левым по схеме выводом переменного резистора R1 и +12В (чтобы легче представить, это будет выглядеть так же как и резистор R2, только с другой стороны).
Второе: подав питание на регулятор, выкручиваем переменный резистор в крайнее по схеме правое положение, что-бы на моторчик случайно не подать 12 вольт, затем подключаем к выходу регулятора моторчик и мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения, затем с помощью подстроечных резисторов R2 (задаёт нижний предел выходного напряжения) и R3 (задаёт верхний предел выходного напряжения) добиваемся на выходе регулятора требуемого диапазона выходного напряжения при регулировке переменным резистором R1. Если ещё возникнут вопросы спрашивайте, постараюсь помочь.
UserАлексей Зазубин
Date / Time26.05.11 - 10:07:17
Прошу порщения немножко не правильно выразился, вношу поправку:"частоту его вращения невозможно будет менять подавая напряжение в пределах например от 1,5 до 6V питая его 12V (например от блока питания или батарейки)? "
UserАлексей Зазубин
Date / Time26.05.11 - 10:03:20
Спасибо большое за ответ. И кстати а если брать например моторчик с номинальмым значением 5,9V я пологаю частоту его вращения невозможно будет менять в пределах например от 1,5 до 6V питая его 12V ? Заранее спасибо за ответ.
Useradmin
Date / Time26.05.11 - 02:18:51
Алексей Зазубин, да, эта схема будет работать, но на выходе будет напряжение в максимальном положении, на 0,7 вольта меньше входного, то есть, для данного двигателя, на нём будет 2,3 вольта, при входном 3 вольта. Поэтому нужно повышать входное напряжение на регуляторе, либо искать другую схему (если конечно важна работа на максимальных оборотах). К тому же, необходимо будет уменьшить сопротивление переменного резистора R1 до 150 - 220 Ом, а R2 вообще исключить, заменив перемычкой.
Useradmin
Date / Time26.05.11 - 02:10:55
Well, это не правило, это было написано для сохранения изначального диапазона регулировки.
UserАлексей Зазубин
Date / Time25.05.11 - 14:37:12
Подскажите пожалуйста, а если все те же манипуляции проделать с данным моторчиком? (http://i22.fastpic.ru/big/2011/0525/d2/2cc087d6cfb97c273f3039e8b3a345d2.jpg). Можно ли будет изменять таким образом частоту его вращения?
UserWell
Date / Time24.05.11 - 10:27:04
если уменьшать R2, правило "...сопротивление резистора R2, оно должно быть таким же, как и у R1" остается в силе?
спасибо за статью и за ответы кстати :-)
Useradmin
Date / Time24.05.11 - 10:19:07
Well, в обоих случаях, нужно уменьшить сопротивление резистора R2
UserWell
Date / Time24.05.11 - 00:49:44
спаял один, работает ,-<
появилась пара вопросов
1. чтоб сильнее сбавить обороты - нужно сопротивления поболее взять?
2. как увеличить диапазон регулировки оборотов?
Userx-and
Date / Time15.05.11 - 14:31:07
Спасибо. Имея минимальные навыки обращения с паяльником и вашу статью, "усмирил" шумный вентилятор на блоке питания. По эффективности предложенная вами система превосходит Zalman Fan Mate 2
UserСтоличный
Date / Time03.05.11 - 05:18:04
Отличная схема а самое главное проста в изготовлении . Я собрал 3 таких , для блока питания , процессора и большого кулера на передней панели .
Userденис
Date / Time27.04.11 - 19:35:02
Я завтра пойду в магазин электроники куплю и посмотрю.
Useradmin
Date / Time26.04.11 - 20:26:35
Денис, возможно какая то из деталей неисправна, тут сложно сказать какая... необходимо проверить каждую по очереди.
UserДенис
Date / Time26.04.11 - 19:14:47
Собрал как у тебя!!!! Но у меня кулер и не двигаетьсяX-(
Useradmin
Date / Time24.04.11 - 02:26:40
SPARC, конечно может накрыться, как и любое другое оборудование... Всё на Ваш страх и риск...
UserSPARC
Date / Time23.04.11 - 21:48:41
Спасибо admin!Всё супер.Вот только мучает вопрос,не накроится ли это чудо оборудование?У меня комп работает круглосуточно,не хотелось бы утром проснуться и не услышать привычного звука работающего компьютера!
UserРоман
Date / Time22.04.11 - 10:09:08
Всё супер теперь не греется.Засунул транзистор между радиатором,на него дует ветер всё классно Спасибо вам огромное.:))
Useradmin
Date / Time21.04.11 - 23:32:17
Роман, конечно, если транзистор сильно греется, как и написано в статье, необходимо установить транзистор на небольшой радиатор, например на медную или алюминиевую пластину толщиной 3 - 4 мм и площадью 15 - 20 квадратных сантиметров.
UserРоман
Date / Time21.04.11 - 22:57:50
Вы меня извините за настойчивость но у меня сейчас подключен один кулер тот что на процессоре,а транзистор очень греется притронутся нельзя.Скажите так и должно быть или надо что то делать.
Useradmin
Date / Time21.04.11 - 17:40:54
Обычных 80мм вентиляторов, с потреблением 0.1 - 0.2 ампера, можно подключить 3 - 4 штуки, при этом придётся транзистор установить на хороший радиатор, так как греться он будет достаточно сильно.
UserРоман
Date / Time21.04.11 - 17:26:04
Спасибо огромное вам за схему.Всё работает.Но есть один вопрос,а сколько можно кулеров подключить к одному регулятору два можно не сгорит он.Заранее спасибо.
Useradmin
Date / Time20.04.11 - 22:27:56
Денис, значит где-то ошибка в сборке, либо неисправные детали. Если у Вас совсем нет опыта в этом, то лучше обратитесь к более опытному человеку, так как неудачные эксперименты с компьютером могут привести к его выходу из строя.
UserДенис
Date / Time20.04.11 - 15:45:23
Блин админ помаги у меня не получаеться!!!!!X-(
Я собрал как у тебя но делает обароты как и раньше!!!
Useradmin
Date / Time18.04.11 - 22:57:42
Не понял вопрос... :-/
UserМихайло
Date / Time18.04.11 - 14:05:32
а возможно подключить вентилятор на 3, 9 Вольт
Useradmin
Date / Time16.04.11 - 10:37:21
Скорее всего, Ваш переменный резистор в крайнем правом по схеме положении, имеет остаточное сопротивление, это можно проверить мультиметром (либо же у Вас где-то ошибка в монтаже).
По поводу нагрева, если вентилятор потребляет достаточно большой ток, транзистор должен греться, поэтому его желательно установить на небольшой радиатор.
UserДенис
Date / Time16.04.11 - 00:29:33
Подскажите, использовал потенциометр на 2.2 кОм и вместо R2 поставил перемычку, но не останавливает на 0. Все-равно крутится. Да, еще очень горячий транзистор (817).. Че сделать чтобы останавливался на 0???
Следующие комментарии: 1-100101-200201-300...501-553
Добавить комментарий:              
 
Ваше имя:*
Вставить смайл:
:-) :)) :-D X-( :-| :-( ,-( ,-< !-( :-/ ?-( !-)
Ваш комментарий:*
Введите цифры с картинки:*
Captcha

 

 

Регулятор оборотов кулера


Rambler's Top100